АНО Центр социальной поддержки «Феникс» молодая организация, как юр. лицо мы осуществляем деятельность с апреля 2023 г. в небольшом ЗАТО Трехгорный. Нашу команду объединила общая боль и забота о детях с ОВЗ с ментальными нарушениями. Мы как никто другой понимаем с чем приходится сталкиваться с семьями воспитывающих таких детей, потому что уже на протяжении 5 лет сами являемся участниками сообщества, инициируем и проводим поддерживающие мероприятия.
В ходе наших встреч и общения с нашей целевой аудиторией, состоящей из 16 семей воспитывающих 20 детей с ОВЗ мы выявили, что самым актуальным запросом является социализация и интеграция таких детей в общество, обучение их бытовым навыкам и способам взаимодействия с окружающим миром. Наша инициатива по созданию коммуникативных групп, в которых будет отработка таких повседневных вещей для нас и сложных процессов для детей с ОВЗ это поход в магазин и закупка продуктов, поход в кафе и заказ блюд, готовка еды из купленных блюд, вынос мусора и уборка помещения и рабочего места. Мы хоти все это воплотить в рамках проекта «Я тебя понимаю»
В начале реализации проекта психологом будут проведены групповые встречи с сотрудниками и руководством магазина и кафе, на которых будет рассказано о средствах альтернативной коммуникации, о работе и применении с ними, о работе с людьми с ОВЗ по этим средствам и без них. Всего будет проведено 12 занятий по 1,5 часа 2 раза в неделю
Далее педагогом – психологом будут изготовлены карточки с ассортиментом магазина и блюд, на котором будет осуществляться реализация проекта.
Будет проведена диагностика вербальных навыков у 20 детей, будет выявлено количество детей, которым необходима полная и частичная альтернативная коммуникация.
В рамках нашего проекта будет использовано 3 коммуникации с окружающим миром.
1. Вербальная коммуникация
2. Жестовая коммуникация (когда ребенок четко понимает обращенную и речь и четко может показать, что он хочет, но не может выразить это словами)
3. Карточки Pecs (система альтернативной коммуникации с помощью которой, ребенок с любыми нарушениями сможет показать миру, что он в данный момент хочет и испытывает)
В течении полугода с 1 мая по 1 ноября для 20 детей будет проведено 240 занятий по системе альтернативной коммуникацией, занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком – 2 раза в день в течении 5 дней – 10 занятий в неделю. На этих занятиях по карте диагностики будет выстроен план занятий и проработана именно та коммуникация, которая подходит каждому ребенку:
1. Вербальная коммуникация – будут проведены занятия на речь, на структуру слова, на внятность (если ребенок говорит сам) или будут составлены карточки для глобального чтения (если ребенок не говорит, но при этом читает слоги).
2. Жестовая коммуникация – если ребенок понимает обращенную речь, можно пользоваться методом жестовой коммуникации, где с помощью жестов ребенок сможет показать и выразить то, что он хочет в данный момент. Жестовая коммуникация различна и согласовывается с родителями, чтобы и им и ребенку, и педагогу было понятно и удобно ее использовать. Пример стандартных слов да и нет:3. Карточки Pecs – еще один метод альтернативной коммуникации, который будет использован. Карточки Пекс это в своем роде уникальный метод общения с миром, в котором ребенок с помощью карточки не только говорит, что он хочет или что его тревожит в данный момент, но и может составить предложения. На занятиях будет использовано 2 метода.
3.1 Бумажные карточки – это специальный индивидуальный блокнот ребенка, в котором педагог и родители вносят карточки постепенно, которые осваивает ребенок. Этот способ удобен именно составлением плана покупок, составлением визуального расписания дня, т.е. прикрепить 2-3 карточки о том, что нужно купить в магазине.
3.2. Электронный коммуникатор – это те же карточки Пекс, но в специальной программе планшета. Удобство заключается в том, что не надо носить с собой блокнот, наполненный карточками (а со временем их станет очень много). В программе можно выбрать множество категорий, такие как магазин, больница, продукты, погода и т.д. Этот метод мы будем использовать непосредственно на занятия в классе.
На этих занятиях мы выявим сильный и слабые стороны ребенка и научим его пользоваться системой альтернативной коммуникацией.
На втором этапе с 1 июня мы начнем внедрять походы в магазин для тех детей, кто уже будет готов. Всего будет произведено по 3 захода в неделю 60 походов за все время. Дети будут покупать только те продукты, которые потребуются им для дальнейшего приготовления блюд. Мастер – классы будут происходить 1 раз в неделю в субботу. На нем будут задействованы продукты, купленные за неделю. Каждому ребенку будут выдан набор карточек с продуктами, которые ему будет необходимо купить. Будет составлен план на неделю (из расчета 830 рубля на ребенка, 3 захода = 2490). Например:
Неделя 1.
Приготовление пиццы:
Таким образом каждому ребенку достанется по 3-4 ингредиента.
Расчет будет производится безналичным способом при помощи банковской карты.
На третьем этапе нашего проекта с 1 августа начинаем внедрять походы в Кафе-кондитерскую Jam, где те дети, которые уже готовы и освоили базовый курс смогут поговорить с сотрудниками и сделать заказ на альтернативном языке.
Сотрудники кафе пройдут подготовку на всех трех уровнях коммуникации и будут готовы к таким приемам гостей.
Если это вербальная коммуникация, то они выслушают гостя и попытаются понять, либо воспользуются меню в визуальном виде при помощи карточек.
Если это жестовая коммуникация, то они внимательно будут следить за тем, что показывает им ребенок.
Если это карточки Pecs, то ребенок сам составим и покажет то, что он хочет.
У сотрудников будет 2-3 своих специально разработанных блокнота с меню из заведения, на лицевой стороне это будет картинка понятная ребенку, с обратной стороны для сотрудника будет написано название блюда.
Таким образом, мы научим детей пользоваться услугами кафе, а сотрудники в свою очередь получат бесценный опыт по работе с людьми с ОВЗ.
В процессе работы в проекте «Я тебя понимаю» дети смогут самостоятельно/частично самостоятельно совершать покупки, готовить, убирать, выносить мусор и посещать кафе. Наша цель вывести детей в мир, в котором им будет комфортно и не страшно, где нормотипичные люди смогут их понять и услышать. Ведь не один человек с ОВЗ не хочет быть запертым в своей квартире, а хочет быть понятым и принятым обществом.